Гиперактивный ребенок симптомы и лечение 6 лет

Гиперактивность у ребенка: симптомы и что делать родителям при наличии СДВГ у детей?

Гиперактивный ребенок симптомы и лечение 6 лет

Необоснованно активное поведение детей, которое выходит за рамки обычных игр, неусидчивость или неспособность сосредоточиться на умственном труде могут говорить о таком нарушении, как СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Это распространенная проблема в детском возрасте, и если ее оставить без внимания – синдром может иметь серьезные психологические последствия уже во взрослой жизни.

Как определить синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у ребенка, по каким симптомам и признакам можно говорить о наличии заболевания у детей до 1 года, дошкольного (в 2, 3, 4, 5 лет) и школьного возраста, есть ли способы лечения патологии, и что при этом делать родителям? Обо всем по порядку!

к оглавлению ↑

Что это такое

Что представляет собой гиперактивность ребенка? СДВГ является распространенным нарушением у детей дошкольного и младшего школьного возраста. При гиперактивности дети неусидчивы, их поведение – неудовлетворительное, а активность – высокая по сравнению с ровесниками.

Малыш может не идти на контакт со сверстниками и вообще избегать общения, замыкаясь в периоды «затиший» в себе.

Неврологи считают, что часто такая модель поведения не только передается от взрослых, но и сам синдром является наследственным психологическим нарушением (хотя бы у одного из родителей каждого третьего пациента с СДВГ такой же диагноз был в детстве).

Причины развития такого состояния:

  • преждевременные роды;
  • сильные токсикозы у матери в период беременности;
  • затяжные или, наоборот, слишком стремительные роды;
  • внутриутробная асфиксия.

Не всегда эта проблема возникает на стадии вынашивания. Гиперактивность часто диагностируется у детей, чьи родители придерживаются слишком строгих методов воспитания.

Нарушение проявляется на фоне постоянных стрессов, которые испытывают дети в конфликтных семьях.

к оглавлению ↑

Определить наличие синдрома просто даже неспециалисту.

Скорее всего, гиперактивность есть, если родители замечают следующие особенности в поведении:

  • В умственном развитии ребенок не отстает от других детей и успешно занимается умственной работой, но допускает нелепые и простые ошибки по причине невозможности сосредотачиваться на заданиях. Задачи могут выполняться не до конца.
  • В ходе выполнения сложных задач, состоящих из нескольких этапов, на определенной стадии теряется к таким занятиям интерес, даже если у него получается. Более того – дети стараются отлынивать от таких заданий.
  • Вне зависимости от вида деятельности или игры всегда находятся отвлекающие факторы.
  • Ребенок часто теряет свои вещи, проявляет забывчивость в разных делах.
  • Во время волнения отмечаются непроизвольные движения конечностей, подергивания, мимические жесты.
  • Дети с СДВГ чаще передвигаются бегом, чем пешком, и вообще не способны долго оставаться в спокойном состоянии.
  • Детям с СДВГ не нравятся спокойные настольные игры.
  • Во время занятий постоянно возникает потребность встать с места.
  • Беседы с такими детьми долго могут не прекращаться. Если общаются другие люди, находящиеся поблизости, дети вмешиваются в беседу.

По отдельности каждый из этих признаков не говорит о серьезных нарушениях, и иногда это — проблема воспитания.

Но детей, у которых наблюдается, как минимум, шесть-семь таких симптомов, необходимо обязательно проверить на наличие гиперактивности, особенно если такие признаки не проходят в течение 4-5 месяцев и дольше.

к оглавлению ↑

Для постановки диагноза «гиперактивность» (или его опровержения) ребенка необходимо показать детскому психологу и неврологу.

Опрашивают родителей врачи с целью выяснить, нормально ли протекала беременность. Психолог со своей стороны выявляет разницу в поведении малыша дома, в общественных местах и на прогулках.

Иногда за гиперактивность ошибочно можно принять последствия вседозволенности со стороны родителей. Дети могут так вести себя только в кругу семьи.

Далее проводится беседа с ребенком: уже на этой стадии отмечаются характерные отклонения в поведении. Детям от пяти лет и старше могут дополнительно назначаться психологические тесты.

Их цель – не только выявить умственные способности, но и понаблюдать за поведением ребенка во время тестирования.

При подозрении на патологии головного мозга, которые могут приводить к подобным расстройствам, назначаются инструментальные обследования: реография, электроэнцефалография и МРТ.

к оглавлению ↑

Сам синдром как заболевание не лечится радикальными методами. Предполагается лишь симптоматическая терапия, направленная на снижение активности и нейтрализацию агрессивного поведения.

к оглавлению ↑

Медикаментозные

Медикаментозное лечение:

  • Симпатомиметики. Такие средства стимулируют работу головного мозга и повышают тонус его клеток, приводя в норму мозговую активность.
  • Психостимуляторы. Действие препаратов направлено на нормализацию биоэлектрической активности мозга. При таком лечении снижается активность и уменьшается риск развития депрессивных и неустойчивых состояний.
  • Ноотропы. Такие препараты улучшают обменные процессы головного мозга, вследствие чего стабилизируется и поведение.
  • Антидепресанты. Способствуют повышению внимания и устраняют чрезмерную активность и импульсивность.

Обычно курс лечения такими средствами длится в течение нескольких лет. В некоторых случаях продолжительность лекарственной терапии — до достижения подросткового возраста.

к оглавлению ↑

Народная медицина – это дополняющее лечение, которое помогает снизить активность ребенка и лишь во вторую очередь такие средства влияют на умственные способности, улучшают сон, память и повышают внимание.

Использовать можно следующие средства:

  • На полтора стакана кипятка добавляют две столовые ложки шишек хмеля. Кипятят еще 3-5 минут, а после остывания фильтруют через марлю.Средство необходимо пить по одной чайной ложке три раза в день.
  • В стакане кипятка в течение 15 минут настаивают столовую ложку зверобоя. Отфильтрованный состав дают ребенку по две столовые ложки два раза в день.
  • В кастрюлю наливают три литра воды и доводят ее до кипения, кладут в нее 2-3 столовые ложки хвои.
  • Через двадцать минут, когда хвоя даст в кипяток соки, воду выливают в ванну, в которой будет купаться ребенок. Такие ванны рекомендуется принимать каждый вечер перед сном.

Еще больше о симптомах гиперактивности у детей и способах лечения патологии узнаете, посмотрев следующее видео:

Хотя гиперактивность и распространенный синдром, он не является серьезным патологическим нарушением. Более того – часто с такой проблемой можно справиться даже без медикаментозного или психотерапевтического лечения.

Достаточно терпеливо и регулярно проводить с ребенком беседы о непристойности его поведения и не допускать дома стрессовых и напряженных обстановок.

Источник: https://malutka.pro/bolezni/nevrologiya-i-psihiatriya/simptomyi-giperaktivnosti.html

Симптомы, признаки и лечение гиперактивности у грудничков

Гиперактивный ребенок симптомы и лечение 6 лет

Симптомы детской гиперактивности довольно сложно определить в младенческом возрасте. Нередко по этому поводу возникает множество споров.

Ведь в раннем возрасте малыш еще не способен демонстрировать какие-либо навыки, насколько легко он ими овладевает, какой при этом остается его поведенческая линия.

Достаточно трудно определить природу эмоционального состояния малыша, который пока еще не способен заявить о себе.

Если малыш очень активный, в младенческом возрасте достаточно трудно отличить норму от патологии. А ведь это весьма важно. Вовремя замеченные симптомы позволяют скорректировать ситуацию и помочь ребенку избежать проблем в его будущей жизни.

Почему важно своевременно диагностировать

Все дети с рождения разные по темпераменту. Но активный малыш и ребенок с синдромом гиперактивности – это не одно и то же.

Впервые синдром был описан в 60-х гг. ХХ века. С этого момента состояние гиперактивности стали считать отклонением от нормы. В 80-х гг. патологии дали название СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и внесли в международный список болезней.

Гиперактивность считается неврологическим заболеванием. И, как при любом заболевании, в этой ситуации требуется своевременное и адекватное лечение.

Если проблеме не уделить должного внимания, это может привести к нежелательным последствиям. Гиперактивные дети с трудом уживаются с коллективом. Зачастую их поведение может выражаться приступами агрессии. Им трудно усидеть на месте.

Они пребывают в состоянии постоянного беспокойства, из-за чего страдает их внимание. Ребенку очень трудно сосредоточиться на предмете. Возникают сложности с обучением.

Все вышеперечисленное может порождать конфликты с преподавателями, сверстниками, родителями, а впоследствии привести к асоциальному поведению человека.

Гиперактивные дети плохо реагируют на запреты. У них не развито чувство страха и самосохранения, из-за чего они создают для себя и окружающих опасные ситуации.

При определении у ребенка синдрома гиперактивности важно вовремя сконцентрироваться на этой проблеме и оказать малышу адекватную помощь.

Факторы

Причины возникновения синдрома достоверно неизвестны. Выяснено лишь, что заболевание связано со структурными изменениями головного мозга, из-за чего нарушается регуляция нервной системы, провоцируется образование лишнего количества нервных импульсов.

Однако по результатам наблюдений установлены факторы, определяющие предрасположенность к гиперактивности.

Все факторы можно разделить на три группы:

  • Проблемы во время беременности.
  • Неблагоприятное течение родов.
  • Иные факторы.

Среди факторов, связанных с беременностью, выделяют:

  • Кислородное голодание плода.
  • Стрессовое состояние будущей мамы.
  • Курение.
  • Плохое питание.

Факторы, связанные с родами:

  • Стимуляция родов, применение щипцов, вакуума. Кесарево сечение.
  • Стремительные роды.
  • Затяжные роды с длительным безводным периодом.
  • Преждевременные роды.

Среди прочих факторов выделяют:

  • Наследственную предрасположенность.
  • Стрессовую обстановку в семье.
  • Отравление тяжелыми металлами.

Все эти факторы не обязательно провоцируют развитие гиперактивности, но играют немалую роль в ее проявлении.

Диагностика

Первые признаки заболевания можно заметить еще у грудничков. Однако в связи со сложностью диагностики в столь раннем возрасте заключение должен давать только опытный врач. Родителям при обнаружении соответствующих признаков необходимо обратиться за квалифицированной помощью, а не пытаться заниматься самолечением.

Что должно насторожить:

  • Частые беспокойства, громкий плач. Ребенок начинает плакать резко, сразу с криком. Беспокойство носит приступообразный характер. Плач может как внезапно начинаться, так и резко заканчиваться.
  • Нарушение сна. Ребенок трудно засыпает, часто просыпается, после чего его тяжело успокоить. Могут сбиваться биоритмы, путаться понятия дня и ночи. Сон ребенка чувствительный и беспокойный.
  • Проблемы с засыпанием. Ребенок становится активнее по мере утомления. Несмотря на усталость, ему трудно успокоиться и заснуть.
  • Раннее физическое развитие. Это связано с повышенным тонусом мышц. Малыш рано начинает переворачиваться на животик, садиться, вставать.
  • Постоянное движение. Ребенок уже с рождения начинает постоянно махать и дергать ручками и ножками.
  • Неуклюжие движения и плохое развитие мелкой моторики. Это станет более заметно, когда грудничок подрастет.
  • Возможны обильные срыгивания и рвоты, как следствие повышенного тонуса мышц.
  • Острая реакция на раздражители. Ребенок может пугаться или плакать от громкого звука, яркого света. Не любит неудобную одежду, сопротивляется пеленанию. Не терпит стесненных движений.
  • Боязнь незнакомых. Ребенок плохо ладит с гостями, не идет к кому-либо на ручки. Боится большого скопления людей или приближения к нему чужих людей.

Любые из этих признаков могут отмечаться и у вполне здорового ребенка. Однако, в отличие от ребенка с гиперактивностью, у здорового признаки возникают эпизодически, они не имеют регулярности. В то время как у малыша с проблемами со здоровьем встречается большинство из перечисленных симптомов, и они носят постоянный характер на протяжении длительного времени.

Терапия

Лечение сводится к двум методам: медикаментозным и немедикаментозным. Медикаментозные методы применяются реже и только, когда без них не обойтись.

Методика постановки диагноза на основе описания признаков используется после достижения ребенком 6 лет. До этого времени говорить о точном диагнозе рано. К тому же метод определения по встречающимся признакам носит субъективный характер. Существует доля вероятности постановки ошибочного диагноза. Точных методов определения на данный момент нет.

Исходя из этого, в лечении, прежде всего, должны применяться методы, способные нанести наименьший вред.

В раннем возрасте чаще применяется немедикаментозное лечение. Это:

  • Массаж.
  • Расслабляющие ванны.
  • Остеопатические техники.
  • Коррекция поведения родителей.

Поскольку нервная система ребенка еще формируется, чтобы не оказать на нее негативное влияние, лечение с помощью медикаментов рекомендуется в последнюю очередь. В России применяются ноотропные препараты, призванные наладить процессы в центральной нервной системе. Однако исследований, подтверждающих целесообразность и эффективность применения этих препаратов, нет.

Перед постановкой диагноза необходимо провести всестороннее обследование. Например, некоторые признаки синдрома у младенца могут быть вызваны заболеваниями щитовидной железы. То есть причины проблемы – совсем в другой области.

Важно понимать, что в младенческом возрасте нервная система ребенка неустойчива и продолжает формироваться.

При обнаружении у грудничка повышенной нервной возбудимости родителям необходимо создать для него комфортные условия, исключить как можно больше факторов, провоцирующих ребенка на излишне эмоциональное поведение. Самое эффективное лечение для малыша – это любовь и бережное отношение родителей.

СДВГ – это серьезный диагноз, который должен устанавливать опытный врач. Велика вероятность перепутать симптомы с повышенной эмоциональностью и активным темпераментом. Поэтому не стоит вешать ярлыки, а в спорной ситуации следует обратиться за квалифицированной помощью.

Источник: https://grudnichky.ru/razvitie/giperaktivnost-u-grudnichkov-simptomy.html

Признаки гиперактивного ребенка: что делать и стоит ли лечить?

Гиперактивный ребенок симптомы и лечение 6 лет

Добрый день, дорогие читатели!

О гиперактивности детей сегодня говорят много. Родители с опаской причисляют любого активного малыша к числу крох с этим непростым диагнозом. Какие имеет гиперктивный ребенок признаки и как не ошибиться и не поставить клеймо заболевания на собственном малыше?

Симптомы

Дорогие читатели, гиперактивность не просто повышенная подвижность, которая присуща многим деткам. Пассивно сидящий малыш, мало реагирующий на внешний мир, внушает больше опасений, нежели активный «живчик». Но не нужно равнять всех «под одну гребенку».

Гиперактивность, или СДВГ симптом – это многоплановое расстройство работы мозга. Диагноз ставится не только на основе внешних симптомов, но прежде всего, на базе мозговых исследований.

Если длительно наблюдать за гиперактивным малышом, можно заметить следующие признаки заболевания:

  • неусидчивость, постоянное стремление бегать, причем передвижения не имеют определенной цели;
  • отсутствие концентрации внимания;
  • ребенок не способен внимательно слушать сказки, ожидать свою очередь, составлять предложения;
  • стремление постоянно все брать в руки;
  • заниженная самооценка у старших деток;
  • проблемы со сном, как днем, так и ночью;
  • обидчивость и раздражительность;
  • повышенная жажда наряду с низким аппетитом;
  • проблемы с мелкой моторикой, неуклюжесть;
  • болтливость;
  • неряшливость;
  • непоследовательность действий.

Некоторые из перечисленных признаков можно заметить еще у малышей до года. Предпосылками к появлению диагноза могут быть:

  • гипоксия во время беременности;
  • угроза выкидыша;
  • асфиксия;
  • использование во время родов вспомогательных инструментов (щипцов и т.д.);
  • курение, инфекционные заболевания, повышенное содержание токсинов во время беременности;
  • наследственная предрасположенность.

Однако психиатры не решаются ставить окончательный диагноз, пока ребенок не перейдет возрастной порог 5 лет. Гиперактивный ребенок в школе характеризуется неумением работать в среде других детей, пересказывать тексты, подчиняться общим требованиям и выполнять требования учителя.

У таких ребят плохой почерк, они часто приходят на уроки без домашнего задания. Отношения с одноклассниками обычно натянутые.

Если вы узнали в этих описаниях портрет своего ребенка, пора задуматься над тем, что делать в этом случае.

Как поступить?

Дорогие читатели, не нужно теряться в догадках – сразу ведите малыша к специалисту. В данном случае вам поможет психиатр или невропатолог. Ребенку назначат специальные исследования, фиксирующие мозговую дисфункцию.

Впоследствии кроха будет наблюдаться у нейропсихолога  и невролога. При необходимости будут назначены нейротропные препараты, уменьшающие процессы возбуждения.

Как лечить гиперактивность, подскажет врач. Дома родители могут воспользоваться народными средствами, давая малышу отвары трав мята, мелисса, ромашка. Они обладают успокаивающим эффектом, нормализуют сон, укрепляют память.

Советы психолога помогут родителям сориентироваться, как вести себя с гиперактивным малышом, чтобы улучшить его состояние. Рекомендации родителям в основном заключаются в следующем:

  • Создайте комфортный микроклимат в семье. Ребенок не должен видеть скандалов, ссор. И уж тем более не кричите на малыша. Дети очень чувствительны к окружающей атмосфере.
  • Ставьте перед ребенком четко сформулированные задачи. Гиперактивный малыш должен четко понимать, что от него хотят.
  • Соблюдайте распорядок дня. Строгий режим благотворно действует на детскую психику.
  • Обеспечьте крохе после 3 лет целенаправленную физическую активность. Лучше всего подойдут занятия в спортивных секциях. Это может быть футбол, легкая атлетика, где ребенок может полностью себя показать, выплеснуть энергию.
  • Хвалите кроху каждый раз, когда он смог сконцентрировать внимание на каком-либо виде деятельности. Старайтесь поощрять долгосрочные занятия. Но если вам что-то не нравится в поведении малыша, не кричите и не ставьте условий, не угрожайте. Постарайтесь переключить внимания на что-то другое, тем более что с гиперактивным крохой это нетрудно.
  • Используйте для профилактики игры с перестановкой предметов на строго установленные места. Подойдут и такие дворовые игры, как «Морская фигура, замри!», где нужно принять позу и застыть в ней на некоторое время. Старшим деткам подойдут командные игры с четко определенными правилами, например, пионер-болл, баскетбол, футбол.

Задача родителей – создать такие условия малышу, в которых его гиперактивность будет искусственно ограничена, при этом кроха должен регулировать свое внимание.

С возрастом при проведении организованной терапии совестно с психологом удается достичь хороших результатов в лечении.

Мнения родителей и врачей

Отзывы большинства родителей свидетельствуют о том, что они долго не решаются обратиться к психологу или неврологу, когда замечают признаки гиперактивности у своего ребенка.

С одной стороны, они комплексуют, с другой стороны, боятся диагноза, который озвучит врач. В результате теряется драгоценное время, и родители слишком поздно решаются помочь крохе.

Врачи советуют не стесняться и не медлить. Но прежде чем давать ребенку какие-либо психотропные препараты, стоит убедиться, что диагноз верный. Для этого лучше посетить несколько независимых врачей в разных клиниках, при этом хорошо, если они имеют разный профиль и квалификацию.

Можно спросить совета у психолога или невролога онлайн, но для этого у родителей на руках должен быть весь комплекс анализов. И лишь когда все врачи в один голос подтвердят СДВГ симптом, приступайте к лечению.

К лекарственным препаратам тоже стоит относиться избирательно. Если состояние крохи только ухудшается, срочно сообщите врачу. Возможно, медикамент придется отменить и подыскать заменитель.

Здоровье ребенка в ваших руках, дорогие родители!

Теперь вы знаете признаки гиперактивных детей. И я надеюсь, вы поняли, что если ребенок подвижный, веселый, общительный, периодически стоит на голове и мешает родителям сосредоточиться это не повод называть его гиперактивным.

Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим знакомым в соц. сетях. Информация дана для ознакомления.

До скорых встреч, дорогие друзья!

Источник: https://chesnachki.ru/detskaya-psihologiya/psihologiya/priznaki-giperaktivnogo-rebenka-chto-delat-i-stoit-li-lechit.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.