Дизартрия у детей симптомы и лечение

Содержание

Дизартрия у детей — что это такое, степени болезни, симптомы и лечение

Дизартрия у детей симптомы и лечение

Многие родители сталкиваются с проблемами речевого развития у детей. Один из распространённых диагнозов – дизартрия. Это заболевание, связанное с нарушениями иннервации речевого аппарата, из-за которых ребенок не может четко и (или) правильно произносить слова. Дизартрия проявляется ограниченной подвижностью органов речи (мягкое небо, язык, губы), затруднённым произношением.

Заболевание связанно с поражением нервной системы и важно вовремя обратиться к врачу.

Если оставить патологию без внимания, это впоследствии приведет к нарушению письма (дисграфии), чтения (дислексии), общей недоразвитости речи, нарушению слухового восприятия.

О видах заболевания, о том, на что обратить внимание, чтобы не упустить симптомы дизартрии, как ее диагностировать и лечить будет рассказано в статье.

Симптоматика

Признаки дизартрии можно заметить еще в течение первых двух лет жизни ребенка это:

  • частые срыгивания,
  • вялое или затрудненное сосание,
  • отсутствие или слабость гуления и лепета,
  • гнусавость издаваемых звуков,
  • сильное запаздывание первых слов вплоть до 2,5 лет.
  • Для детей постарше характерны следующие симптомы заболевания:
  • меняется темп речи, он становится неустойчивым, то слишком медленный, то быстрый,
  • речь тихая, невнятная, монотонная, создается впечатление, что ребенок говорит «в нос»,
  • нарушается речевое дыхание: становится прерывистым с укороченным вдохом, может сбиваться на середине фразы,
  • голос кажется слишком писклявым,
  • ребенок путает звуки, меняет местами в слове, пропускает или искажает произношение нескольких или всех звуков, например твердые смягчает, не может выговаривать шипящие или свистящие звуки,
  • спазм артикуляционных мышц (плотно сжатые губы, постоянно напряженные мышцы шеи, языка, лица),
  • вялость артикуляционных мышц (малоподвижный или не подвижный язык, полуоткрытый рот, обильное слюнотечение,
  • не смыкание губ, при открытии рта язык может самопроизвольно вываливаться),
  • дистония артикуляционных мышц (повышенный тонус мышц сменяется их вялостью),
  • безэмоциональность во время разговора, связанная со спазмом мышц лица, приводящему к отсутствию мимики.

Заметив первые небольшие «странности» в речи ребенка необходимо обратиться к детскому неврологу за консультацией. Не стоит игнорировать плановые посещения педиатра и других специалистов в первый год жизни ребенка. Во время выявленная дизартрия поддается коррекции, что в дальнейшем позволит ребенку ходить в обычную школу.

Дети с дизартрией имеют ряд особенностей поведения. Им трудно застегивать пуговицы и шнуровать обувь, правильно держать карандаш. Таким детям с трудом удается освоить работу с ножницами. Физические упражнения или танцевальные движения тоже даются не легко, ребенок заметно неуклюж.

Виды

Неврологи классифицируют заболевание исходя из локализации поврежденного участка в мозге, выделяют:

  • Бульбарную,
  • псевдобульбарную,
  • корковую,
  • подкорковую (экстрапирамидную),
  • мозжечковую,
  • паркенсоническую,
  • холодовую.

Бульбарная дизартрия

Эта форма заболевания, вызвана поражением ядер, связанных сразу с несколькими нервами (лицевой, подъязычный, тройничный, языкоглоточный, блуждающий) в продолговатом мозге. Это приводит к нарушению активности нескольких групп мышц. Характерный признак проблемы с глотанием, не четкая артикуляция, из-за которой произносимые звуки очень сложно разобрать, отсутствие мимики.

Псевдобульбарная дизартрия

В этом случае дизартрия является следствием поражения коркого-ядерных путей в головном мозге, из-за чего развивается паралич речевых мышц. Этот вид дизартрии может сопровождаться и другими симптомами поражения центральной нервной системы, например самопроизвольный плач или смех. Характерным признаком заболевания является монотонная речь.

Корковая дизартрия

Данный вид дизартрии вызывается поражением зоны коры головного мозга, отвечающей за скоординированную работу артикуляционного аппарата. Характерен паралич речевых мышц. В речи ребенка сохраняется структура слов, но слоги произносятся неправильно.

Подкорковая дизартрия

Этот вид дизартрии связан с поражением подкорковых ядер головного мозга, отвечающих за формирование речи. Проявляется спазмами различных групп мышц, смазанной, плохо различимой речью, складывается впечатление, что ребенок говорит «в нос».

Мозжечковая дизартрия

В случае данного вида дизартрии поражения мозжечка приводят к заболеванию. Оно проявляется растянутой речью, с меняющейся тональностью и громкостью.

Паркинсоническая дизартрия

В данном случае заболевание является одним из симптомов паркинсонизма. Речь ребенка невыразительна, замедлена.

Холодова дизартрия

Проявляется при смене температурного режима, ребенок испытывает речевые затруднения. Этот вид дизартрии является одним из симптомов миастении.

Стадии болезни

По тому насколько сильно выражена дизартрия логопедами она делится на 4 степени:
I степень или стертая форма дизартрии сложно выявляется без помощи специалистов. Речь ребенка не сильно отличается от речи других детей.

Неладное можно заметить в возрасте четырех или пяти лет, симптоматика напоминает схожие заболевания центральной нервной системы.

Ребенок может искажать или заменять одни звуки другими, пропускать их, ему бывает трудно произносить длинные слова и часть слогов он пропускает.

Для II степени характерны выраженные дефекты речи, но при этом окружающим понятно, что говорит ребенок.
Лечение дизартрии первой и второй степени наиболее успешно.

Речь ребенка с дизартрией III степени понятна родителям и близким людям, посторонний человек навряд ли сможет понять его слова.

При IV степени заболевания речь может отсутствовать или быть не понятной даже родителям.

Важно понимать, что не зависимо от степени и вида дизартрия требует обращения к специалистам.

Причины

Дизартрия в 75% случаях является сопутствующим заболеванием у детей с ДЦП (детский церебральный паралич) и имеет те же причины.

Дизартрия может развиться из-за сложно протекающей беременности или тяжелых родов. Этому способствуют следующие факторы:

  • сильные токсикозы,
  • резус-конфликт,
  • гипоксия,
  • некоторые перенесенные беременной заболевания особенно в первые три месяца беременности,
  • родовые травмы,
  • асфиксия у новорожденного,
  • недоношенность,
  • затяжная физиологическая желтуха у новорожденного,
  • поражения некоторых участков головного мозга из-за внутриутробной инфекции.

Также к развитию дизартрии у детей приводят:

  • гидроцефалия,
  • гнойный отит,
  • черепно-мозговые травмы в возратсе до трех лет,
  • перенесенные ребенком менингит или энцефалит,
  • тяжелые интоксикация связанные с внешними факторами или протеканием инфекционных заболеваний.

Диагностика

Для диагностика дизартрии необходима консультация детского невролога и психолога, логопеда. Комплексное обследование включает в себя следующие исследования:

  • электроэнцефалография, позволяющая определить активность разных отделов головного мозга,
  • электронейрография дает представление о скорости прохождения нервного импульса,
  • электромиаграфия – определение мышечной активности, того как разные группы мышц реагируют на раздражитель,
  • МРТ головного мозга позволяет найти новообразования и отклонения в строение мозга.

Логопед для постановки диагноза дизартрия у ребенка оценивает речь, работу мышц лица, письменную речь у детей старше 6 лет. Для оценки речи специалист обращает внимание на ее темп, ошибки в произношении звуков, словарный запас.

Лечение

Дизартрия у детей требует комплексного лечения (медикаментозное, логопедическое, вспомогательные методы).

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение состоит в терапии неврологического заболевания приведшего к дизартрии, приеме ноотропов (энцифобал, церепро, фенибут и другие). Эти препараты улучшают работу мозга, память, умственную и познавательную деятельность ребенка.

Работа с логопедом

Занятия с логопедом очень важны при лечении дизартрии у детей. Специалист составляет индивидуальную речевую карту, на основе которой строится план индивидуальных или групповых занятий.

В ходе логопедической терапии внимание уделяется развитию артикуляции (специальная гимнастика, логопедический массаж), мелкой моторике (пальчиковые игры), речевого дыхания (специальная гимнастика), правильному произношению.

Занятия проходят в игровой форме.

Вспомогательные методы

Для лечения дизартрии у детей широко применяется ЛФК, специальный и точечный массажи, лечебные ванны, иглоукалывание, физиотерапевтические процедуры, песочная и изотерапия, дельфинотерапия.

Лечение дома

Важно, что результат может быть достигнут и закреплен при условии домашней работы родителей с ребенком.

Родители должны поддерживать ребенка, мягко поясняя, что развивать речь нужно и что он обязательно достигнет результата.

Специалисты рекомендуют следующие упражнения, помогающие в домашних условиях бороться с дизартрией у детей:

  • массаж языка. Необходимо высовывать язык изо рта, облизывать губы, поворачивать язык в разные стороны,
  • гимнастика для нижней челюсти. Открывая и закрывая рот прищелкнуть зубами, ребенок должен зажать между зубами тканевую повязку, а взрослый должен попытаться вытянуть ее,
  • упражнения для щек и губ. Надувать и втягивать поочередно щеки, надувать губы, создавать вибрацию губами,
  • упражнения на развитие речевого дыхания, специальная дыхательная гимнастика,
  • упражнения для звукопроизношения. Специальные скороговорки и стишки.

Важно, чтобы родители понимали опасность самолечения и необходимость регулярного наблюдения у детского невролога, психолога и логопеда.

Родители, столкнувшиеся с проблемой дизартрии у детей, не должны отчаиваться своевременно начатое лечение помогает если не полностью восстановить речь, то добиться существенных результатов. Внимание и забота, помощь ребенку с принятием его особенностей залог успешной терапии.

Источник: https://psihter.ru/bolezni/dizartriya-u-detey/

Что такое дизартрия: формы, причины, лечение. Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием

Дизартрия у детей симптомы и лечение

Младенческий лепет и первые неловкие звуки, точно музыка, умиляют и забавляют окружающих. Время идет, погодки подрастающего сокровища уже уверенно и понятно высказываются, а похвастаться такими же успехами не вас не получается. Не утешают и плановые осмотры с серьезными лицами докторов. Обсудим, что делать, если у ребенка выявлен неприятный диагноз – дизартрия.

Что это такое

Диагноз дизартрия ставят огромному количеству детей. Часто напуганная семья даже не осознает, в чем заключается суть заболевания. Разнообразные виды и формы дизартрии имеют общую суть – некорректное произношение из-за поражения нервной системы.

В народе про детей с этим нарушением говорят, что у них “каша во рту”. Их речь смазанная, невнятная.

Наиболее распространенный вид данного нарушения – стертая дизартрия. Его ставят массово очень многим детям при прохождении медицинского осмотра перед детским садом. Однако существует множестсво других форм заболевания.

Классификация

Согласно книгам Винрарской, патогенез дизартрии связывается с целым спектром нарушений, локализующихся в различных отделах головного мозга:

  • Коры обоих полушарий (корковая дизартрия).
  • Мозгового ствола (отсюда – бульбарная и псевдобульбарная дизартрия у детей).
  • Подкорково-стволовых отделов (подкорковая, или экстрапирамидная дизартрия).
  • Подкорково-мозжечковых структур (подкорковая дизартрия, мозжечковая дизартрия).
  • Травмы нескольких частей (смешанная, могут сочетаться, к примеру, бульбарная и мозжечковая дизартрия или бульбарная и корковая дизартрия).

При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются:

  1. Паралич речевого аппарата.
  2. Непроизвольные эмоциональные реакции (плач, смех).

При бульбарной:

  1. Отсутствие мимической реакции.
  2. Затрудненное глотание.
  3. Сказанное звучит, как «каша».
  4. В отдельных случаях – сходство с корковой.
  5. При корковой дизартрии у детей, в отличие от бульбарной, прослеживается корректная структура речи с ошибками в отдельных слогах.

В русскоязычных медицинских изданиях распространена такая классификация:

  1. Спастико-паретическая дизартрия (нарушен мышечный тонус лицевых мышц).
  2. Спастическая (поражены нейроны).
  3. Спастико-ригидная (нарушен тонус лица в связи с поражением ганглиев).
  4. Атактическая (при нарушениях в мозжечке).
  5. Гиперкинетическая (непроизвольные мышечные спазмы одной из глубинной, например экстрапирамидной, систем мозга).
  6. Стертая форма дизартрии
  7. Смешанная (комбинация одной или нескольких разновидностей).

Структура речевого дефекта при дизартрии напрямую связана с конкретным ее подвидом.

https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

Гиперкинетическая и спастико-паретическая дизартрия проявляются, как:

  • Дрожащий, сдавленный голос
  • Приоткрытый рот с подтеканиями слюны
  • Медленная речь, звучащая «в нос»
  • «Одеревенение» языка
  • Затрудненное глотание
  • Непроизвольная мимика

Спастическая:

  • Хрипотца
  • Назальное протяжное звучание
  • Приторможенность, звучание «в нос»
  • Неоднородный темп
  • Встречается при рассеянном или боковом амиотрофическом склерозе

Спастико-ригидная:

  • Хриплость или шепот
  • Неоднородный, сбивчивый темп
  • Дублирование звукосочетаний и слов
  • Частые паузы
  • Нарушение – частый спутник болезни Паркинсона

Атактическая – напоминает человека в нетрезвом состоянии.

Стертая:

  • Ослабление ротовых мышц
  • Обездвиживание верхней губы

Причины возникновения

Причины, или, более научно, этиология дизартрии, зависят от времени ее появления.

Во время беременности:

  1. Химическая интоксикация (тесный контакт со вредной химией).
  2. Перенапряжение и стрессы.
  3. Гестозы и вытекающая из них почечная недостаточность.
  4. Резус-конфликт при травмах живота или частичной отслойке плаценты.
  5. Вирусные инфекции – ветрянка, грипп, краснуха и многие другие.
  6. Паразитарные болезни, как токсоплазмоз, который можно подхватить от непривитых кошек.
  7. Алкоголь, наркотики и сигареты – как при систематическом, так и однократном приеме.
  8. Недоношенность.

Наиболее опасным является влияние данных факторов в течение первого триместра. Обращать внимание стоит на поздний токсикоз беременных, потенциальный «маячок» гестоза.

В момент родов:

  • Застой в родовых путях
  • Асфиксия
  • Черепно-мозговая травма или кровоизлияние
  • Недоношенность
  • Конфликт резусов крови (отрицательный у матери, положительный у плода) без приема соответствующих медикаментов.

Послеродовой период:

  1. Гидроцефалия и гидроцефальный синдром
  2. Энцефалит
  3. Менингит
  4. Опухоли в голове
  5. Запущенные стадии желтухи и гнойного отита
  6. ЧМТ
  7. ДЦП

Диагностика заболевания

Признаки дизартрии порой серьезно разнятся. Некоторые формы дизартрии слышны даже неискушенным слухом, с остальными гораздо сложнее.

Стертая дизартрия у детей, или первый этап, – говорение достаточно понятное, с особенностями:

  1. Легкая гнусавость
  2. Отсутствие эмоциональной окраски, монотонность
  3. Теряются звуки – чаще шипящие («ш», «с»)
  4. Неспособность «пропевать» долгие гласные («а», «о»)

Дифференциальная диагностика дизартрии в этом случае – наиболее сложная задача. Как упоминает профессор Е.Ф. Архипова, стертая дизартрия лучше всего поддается коррекции у детей.

При ухудшениях, на следующем шаге развития:

  • Характерный назальный оттенок голоса
  • Слова разбирать можно, но четко слышны дефекты произношения.

Далее:

  • Специфическая неразборчивая речь
  • Малыша понимают только самые близкие.

В наихудшем случае:

  • Детишки говорят совсем невнятно
  • Или неспособны на это вообще.

Такая классификация дизартрии позволяет понять, что малейшие задержки в речи – повод обратиться к специалистам.

Если к пяти годам кроха еще лопочет на языке, понятном лишь для родителей – пора бить тревогу!

Окончательная постановка диагноза – задача врача-невролога и логопеда. Они же проводят регулярное обследование детей с дизартрией.

Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием и при сопутствующих заболеваниях имеет некоторые схожие черты.

Структура дефекта при дизартрии по вине дцп (чаще всего по локализации она корковая):

  1. Проблемы в сглатывании
  2. Язык располагается не прямо, а с наклоном. Может непроизвольно подрагивать
  3. Слабое небно-глоточное смыкание
  4. Напряженное лицо
  5. Несмыкание губ, слюнотечение
  6. Помимо имеющихся ограничений подвижности, коммуникация дополнительно осложняется нечеткой артикуляцией.

Психолого-педагогическая характеристика

При отсутствии серьезных повреждений клинико-психологическая картина следующая:

  1. Запаздывание развития мелкой моторики
  2. Неуклюжесть
  3. Ограниченная или нескоординированная подвижность
  4. Тремор конечностей
  5. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией связана с тем, что малышам трудно выполнять простые задания, необходимые для школы (писать, рисовать, делать апликации). Могут возникать сложности в общении со сверстниками. Неудобные вопросы и подшучивание одноклассников, сочувственные взгляды учителей – это будет создавать ощущение потерянности, замкнутости.

Лечение нарушения

Обследование детей с дизартрией и лечение дизартрии производится логопедом и невропатологом. Без регулярного контроля на базе медицинских учреждений ситуация будет только усугубляться.

Они могут назначить медикаменты из списка:

  • Энцефабол
  • Пантокальцин
  • Циннаризин
  • Инстенон
  • Глиатилин
  • Персен
  • Ново-Пассит
  • Актовегин
  • Церебролизат

Прежде чем начать медикаментозное лечение, проконсультируйтесь с врачом. Не занимайтесь самолечением таблетками.

Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием

Комплекс упражнений для коррекции дизартрии от эксперта нашего сайта Татьяны Рыбак, учителя-логопеда.

Коррекция  и лечение речевых нарушений посредством логопедических упражнений проводится логопедом. Однако, повторяя эти упражнения в домашних условиях, родители могут значительно сократить сроки коррекции.

Дыхательная гимнастика

Дыхательную гимнастику можно проводить дома и на прогулках. Упражнения выполняют лежа, сидя, стоя.

Дыхательные упражнения желательно проводить в хорошо проветренном помещении. Продолжительность одного подхода не должна превышать 70 секунд. На начальных этапах не более 30 секунд, иначе у ребенка может закружиться голова. Не рекомендуется выполнять дыхательные упражнения перед сном.

  • «Мишка на воздушном шаре»Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища.«Давай представим, что живот – это воздушный шар. Когда делаем вдох, шарик надувается, при выдохе – животик сдувается». Для контроля на живот ребенка кладут медвежонка (либо другую игрушку). Просим ребенка поднимать игрушку вверх, делая вдох, опускать – делая выдох.
  • «Шарик поет»Основа упражнения остается та же.Просим ребенка научить шарик говорить. На выдохе, когда животик будет опускаться, поем песенку шарика «ф-ф-ф-ф-ф», «а-а-а-а-а», песенку комарика: «з-з-з-з-з-з» и т.д.В ходе упражнения формируется диафрагмальное дыхание и ведется работа над голосом.

При выполнении следующих упражнений важны условия:

  1.  Упражнение можно выполнять, как стоя, так и сидя.
  2.  Плечи не должны подниматься вверх.
  3. Щеки не должны надуваться. Воздух проходит через губы.
  4. Время выполнения: не более 1 -1,5 минут на проведение одного подхода.
  • КорабликиНе только мальчишки, но и девчонки обожают эту игру. Запускать кораблики можно не только на улице, но и  дома – в ванной или тазике. Кораблики могут быть самыми разными: бумажные, пластмассовые, резиновые.
  • Упражнения с коктейльной трубочкой:

В стакан, который позже закроем крышкой, помещаются пенопластовые шарики. В крышке делается отверстие и вставляется трубочка. Когда ребенок дует через трубочку, получается ураган.

Для упражнения необходим стакан с водой, лист бумаги, краски, кисточка, коктейльная трубочка. Вместе с ребенком лист точечно в хаотичном порядке раскрашиваем красками, но так чтобы в этих цветных точках было достаточное количество воды. Затем просим ребенка дуть на эти точки. Получаются красивые рисунки.

Из картона вырезаем цветок, а из цветной бумаги делаем бабочку.

Бабочка села на цветок. Сдуй бабочку с цветка.

Дуй на шарик, забивай его в ворота. Кто больше голов забьет, ты или я?

Подуй как «ветерок» на вертушку.

Не забывайте о том, что щеки надуваться при этом не должны. Предложите ребенку с помощью зеркала контролировать себя или помогайте ребенку, удерживая щечки руками.

Фон для упражнения нарисовать самостоятельно или найти подходящую картинку в интернете.

Ежик пришел в лес собрать ягодки и грибы, но с деревьев нападало много листиков и теперь еж не может ничего найти. Ежик просит помочь ему. Сдуй листья, не надувая щечки.

Артикуляционные упражнения

Артикуляционная гимнастика «упражнения для язычка»– это важная составляющая часть коррекционной работы. Она необходима для того, чтобы сформировать правильный артикуляционный уклад каждого нарушенного звука, нормализовать тонус мышц языка.

Упражнения для губ

  • «Улыбка», «Лягушка»: широко улыбнуться и удержать губы в таком положении на счет до 5.
  • «Трубочка», «Слоник»: вытянуть губки вперед, удерживать губы в таком положении на счет до 5.
  • Чередование упражнений: “улыбка”-“трубочка”.

Упражнения для щек

  • «Шарик надувается»
  • «Шарик сдувается»
  • Надувать и сдувать шарики попеременно.

Упражнения для языка

  • «Часики»:  широко открыть рот, перемещать язык вправо, влево. Челюсть остается неподвижной.
  • «Качели»: широко открыть рот, поднимать язык то к верхней губе, то к подбородку.Челюсть остается неподвижной.
  • «Лопатка»: широко открыть рот,  “широкий” язык лежит спокойно на нижней губе. Удерживать язык на счет до 5-7.
  • «Чистим зубки»: перемещать язык по кругу «в кармашке» между губами и зубами. Челюсть при этом не двигается. Рот закрыт.
  • «Вкусное варенье»: намазать губы вареньем, шоколадной пастой или чем-нибудь другим, что нравится ребенку. Широко открыть рот, облизать губы по кругу. Челюсть двигаться не должна.
  • «Лошадка»: цокать язычком медленно и сильно, присасывая язычок к нёбу. челюсть при выполнении упражнения должна оставаться неподвижной. При цокании губы можно вытягивать вперед, можно улыбаться. Или делать попеременно: цоканье при трубочке и улыбке.

Как разнообразить занятия

Артикуляционная гимнастика при ежедневных занятиях быстро надоедает малышам. Чтобы разнообразить занятия используйте следующие игры.

Можно сделать лабиринты с разным сюжетом. Главное придумать занимательную историю перед прохождением лабиринта.

В мешочек помещаем фигурки, которые ассоциируются с артикуляционными упражнениями. Ребенок, вытягивая фигурку, выполняет упражнение.

Используйте приложения для телефонов с масками. Ребенок смотрится в экран телефона с маской и выполняет упражнение.

Изготовьте паровозик из картона и наклейте на вагончики наклейки или рисунки, иллюстрирующие артикуляционные упражнения. Выполняя упражнение, ребёнок прикрепляет вагон.

Надеемся, что с помощью этих нескучных упражнений, вы превратите коррекционные занятия в увлекательную игру и ваш малыш будет заниматься с удовольствием.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/dizartriya

Дизартрия у детей: что это такое, признаки, причины лечение в 1-5 лет

Дизартрия у детей симптомы и лечение

Заболевание дизартрия у детей определяется как психофизическая патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова. Это касается всего речевого аппарата, то есть, задействованы губы, язык и мягкое небо. Начинаясь в детском возрасте, эта патология приводит к нарушению письма, чтения и недоразвитию речи, при таком дефекте требуется коррекция.

Причины патологии

Дизартрия у детей встречается в 5% случаев. Ее возникновению способствуют такие факторы:

  • Гипоксия. Легкая или тяжелая нехватка кислорода плоду в процессе беременности и во время родов.
  • При резус-конфликтной беременности.
  • Недоношенность. Появление на свет ребеночка раньше срока.
  • Асфиксия.
  • Травмы при родах.
  • Длительная желтуха новорожденных. Гемолитическая болезнь, в которой может развиться также ядерная желтуха.
  • Заболевания головного мозга (менингит, энцефалит, опухоли, черепно-мозговые травмы).
  • Гнойный отит.
  • Токсикоз при вынашивании.
  • Физиологические заболевания мамы. Часто малышам передаются токсические вещества, вырабатывающиеся в результате заболеваний мамы во время беременности. Особенно это опасно в первый триместр.

Это основные причины внутриутробного поражения нервной системы плода. Но также дизартрия может развиться в результате сложностей в раннем возрасте. К причинам возникновения такой болезни в раннем возрасте относят:

  • Нейроинфекции. Перенесенные инфекции головного мозга (менингит и энцефалит) в младенчестве.
  • Гидроцефалия. Воспаление оболочек или перенесенные травмы головного мозга.
  • Тяжелые интоксикации. Они возникают в результате внутренних процессов в организме (инфекционные заболевания), а также внешних воздействий.
  • ЧМТ. Черепно-мозговая травма в возрасте до 3-х лет.

 Медиками доказано, что у детей развитие этой патологии связано и с наличием ДЦП. Важно приводить малыша на плановые осмотры специалистов, чтобы не пропустить заболевание.

Симптомы

Родители детей дошкольного возраста сразу замечают, что с речью ребенка что-то не в порядке. Она полностью искажается. Это видно по следующим симптомам:

  • Темп. Темп речи ребенка неустойчив.
  • Сила. Сила голоса недостаточная.
  • Нечеткость. Речь звучит смазанно, нечетко, ребенка трудно понять. При стертой дизартрии слышны отдельные фонетические дефекты. Активность речи снижается.
  • Брадипноэ. Наблюдается затрудненное неритмичное дыхание.
  • Бедность эмоций. Иногда ребенок при разговоре не выражает никаких эмоций. Это происходит не оттого, что он никак не реагирует на окружающие ситуации, а из-за патологического отсутствия мимики.
  • Нарушение движения артикуляционных мышц. Сопровождается спазмом, при котором ребенок не может расслабить губы, шею, язык. Этот спазм может сменяться гипотонией мышц, при которой язык вялый, неподвижный, губы не смыкаются.

В младенческом возрасте родители уже могут предполагать наличие этого заболевания. Ребенок часто срыгивает, поперхивается, испытывает трудности при сосании. На протяжении первого года у него не много лепета, агуканий, первые слова он произносит со значительным опозданием (они могут не появляться до 2,5 лет).

Психологическая и педагогическая характеристика детей

Обследование детей с этим дефектом показало, что они имеют трудности не только с речью. У них не развита мелкая моторика мышц, а это отражается на умении застегивать пуговицы или шнуровать обувь, правильно держать карандаш, нажимать на него при необходимости, вырезать ножницами сложные фигурки (таким детям трудно научиться пользоваться ножницами).

В плане физического развития ребенок с дизартрией также страдает. Он не может правильно выполнять упражнения, танцевальные элементы, такое для него не под силу. Сложно больные дети воспринимают ритм музыки, со стороны видно, что они неуклюжи.

Степени нарушения произношения

  • 1-я – это стертая форма патологии, выявить ее могут только при специальном обследовании.
  • 2-я – речь окружающие понимают, но есть дефекты, которые заметны всем, стертая речь усугубляется.
  • 3-я – произношение затруднено, речь ребенка могут понять только близкие люди.
  • 4-я – сложная форма патологии, речь либо отсутствует, либо она есть, но ребенка никто не может понять.

В чем состоит опасность

Ребенок не всегда может правильно воспринимать речь окружающих, что приводит к постоянному нарушению слухового восприятия речи окружающих. Из-за этого у него нарушается адаптация в социуме. Такие дети испытывают трудности в учебе, так как наряду с дизартрией у них развивается дисграфия.

Работа логопеда

Специалист разрабатывает индивидуальные занятия для детей, обязательно используется речевая карта, в которой отображаются все виды занятий с ребенком, его успехи. В ней обозначены методы диагностики дефекта и рекомендации по его коррекции, лечению.

Основной упор в работе логопед делает на развитие:

  • Мелкой моторики. Ребенку предлагаются обучающие игры для пальчиков, проводится гимнастика.
  • Артикуляции. Лечебная гимнастика для языка, губ, щек, проводится логопедический массаж.
  • Дыхания. Производится дыхательная гимнастика, позволяющая нормализовать темп и интенсивность речи.
  • Произношения. Специалист подбирает упражнения для закрепления навыка правильного произношения.
  • Коммуникация и выразительность. Дети дошкольного возраста учатся выражать свои мысли, на занятии отрабатывается эмоциональность речи, ее коррекция.

Логопед чередует групповые и индивидуальные занятия. Индивидуально он прорабатывает конкретные слова, следит за правильностью произношения, делает массаж. Групповые занятия по-своему полезны. Участвуя в групповом задании, маленький пациент непроизвольно развивает свою речь, пополняет словарный запас.

Медикаментозные мероприятия

Для лечения ребенка используются также медикаменты. Они назначаются неврологом для лечения основного неврологического заболевания. Чаще всего это ноотропы, такие, как «Пантогам», «Глицин», «Глицисед», «Нообут» и другие. Они помогают ребенку воспринимать информацию, так как стимулируют когнитивные процессы, улучшают память, внимание и мыслительные процессы.

Дизартрия у детей лечится не только с помощью лекарств. Для стимуляции работы головного мозга в лечении используются точечный массаж, лечебная физкультура и ванны, физиотерапия и другие дополнительные методы нетрадиционной медицины:

  • Гирудотерапия. Лечение медицинскими пиявками.
  • Иглоукалывание. Через определенные точки на теле пациента происходит стимуляция активных зон, используется для лечения или при снятии боли.
  • Изотерапия. Лечение с помощью рисования.
  • Песочная терапия. Лечение с использованием песка.
  • Дельфинотерапия. Занятия с дельфинами для расслабления или тонуса мышц.

Воспитание детей с дизартрией

Когда детки начинают понимать, что отличаются от других, они замыкаются в себе, отмалчиваются. Но этого нельзя допустить, важно установить с ними дружеский контакт. Такие детки не должны ощущать себя хуже других.

Для этого родителям нужно применять комплексное лечение и сохранять тесную эмоциональную связь с ребенком. Также важно, чтобы мелкая моторика детей с дизартрией постоянно развивалась.

Это улучшит познавательные процессы в головном мозге.

Прогноз течения болезни

Прогноз заболевания зависит от вида патологии нервной системы. Стертая и псевдобульбарная дизартрия имеют благоприятный прогноз с условием соблюдения всех рекомендаций невролога и логопеда, выполнения домашних заданий. Есть случаи восстановления речи в результате усиленного лечения.

Профилактика

Предотвращение этого дефекта начинается с момента зарождения новой жизни. Предупреждение токсического и инфекционного воздействия на плод, его травм в родах снижает риск развития дизартрии. Восстановление нормальной речи после постановки диагноза зависит от вида, степени дефекта, усердия и настойчивости родителей.

Дизартрия – не приговор, ее лечат и корректируют специалисты. Важно поддержать ребенка для достижения максимальных результатов.

Дизартрия у детей — что за болезнь и как ее лечить Ссылка на основную публикацию

Источник: https://LechimKrohu.ru/nevrologiya/dizartriya-u-detej.html

Дизартрия у ребенка — полный список действий

Дизартрия у детей симптомы и лечение

Ваш сын или дочь плохо разговаривают. Врач говорит вам, что у ребёнка дизартрия. Стоит ли всегда безоговорочно доверять докторам и их диагнозам. И может ли родитель самостоятельно выявить у ребёнка, такое сложное речевое нарушение, как дизартрия. Давайте подробно разберём эти и другие вопросы в данной статье.

А тот ли диагноз?

Почему я решила начать данную статью с вопроса о том, стоит ли доверять всем врачам, которые ставят диагноз дизартрия. В своей практике, мне часто приходится видеть его, в заключениях неврологов и психиатров. Однако, обследовав некоторых детей, с подобным заключением, я, мягко говоря, приходила в недоумение, почему доктор поставил такой диагноз.

Однажды, я оказалась в кабинете у детского невролога и увидела, как доктор поставил диагноз дизартрия ребёнку, которому задал всего два вопроса: «Как тебя зовут?» и «Сколько тебе лет?». И тогда, мне всё стало понятно. Бумага она всё стерпит, а что станут делать родители малыша, которому поставили подобный диагноз, как и отчего будут его лечить, доктора, видимо, не слишком тревожило.

Нельзя ставить диагнозы за две минуты. Какой бы ни был высококвалифицированный врач.

Существуют специальные тесты, о которых я расскажу ниже, с помощью которых можно диагностировать дизартрию. Да, они занимают время, но после их проведения, вы будете знать, есть у ребёнка дизартрия или нет.

Подвижность речевых органов

При дизартрии ребёнок не может в полном объёме совершать движения, необходимые для речи. Это приводит к нарушению звукопроизношения. В лёгких случаях, это могут быть искажения отдельных звуков, «смазанная речь». В более тяжелых, наблюдаются искажения, пропуски и замены звуков, нарушается темп, выразительность.

При дизартрии могут иметь место параличи и парезы органов артикуляции. Речь становится малопонятной, вплоть до её отсутствия из-за полного паралича речедвигательных мышц (анартрия).

Часто дизартрия встречается у детей с ДЦП.

Причинами возникновения дизартрии могут быть:

  • отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др.;
  • инфекционные заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр.

    ) перенесенные во время беременности асфиксия новорожденных;

  • стремительные или затяжные роды;
  • длительный безводный период;
  • механическое родовспоможение (щипцы, вакуум).

В первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж.

В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция).

Как определить, есть у ребёнка дизартрия или нет

Для определения наличия или отсутствия у ребёнка дизартрии используют специальные тесты.

Попробуйте самостоятельно провести с ребёнком тестовые задания.

Тестовые задания для проверки подвижности речевых органов

Все задания необходимо делать перед зеркалом. Взрослый показывает движения, а ребёнок повторяет. С первого раза он может не понять, как это делать. Поэтому прежде чем сделать выводы, повторите упражнение несколько раз.

  1. Ребёнок губами поочередно делает улыбку, а затем трубочку. Зубы сомкнуты, подбородок неподвижный. Работают только губы.
  2. Необходимо высунуть язык изо рта, а затем убрать его обратно.
  3. Нужно приоткрыть рот и положить широкий, распластанный язык на нижнюю губу. Можно, сказать ребёнку: «Язычок спит, укрывшись одеялом. Давай дадим ему спокойно поспать». Необходимо 5-6 секунд удерживать его в неподвижном состоянии.
  4. Широко открываем и закрываем рот, «шлёпая» губами.
  5. «Шлёпнув» губами открываем рот, затем его закрываем и делаем трубочку. Повторяем несколько раз в той же последовательности.
  6. Рот открыт, кончик языка касается уголков рта. Упражнение «Часики». Имитируем маятник часов.

Результаты:

  • Если все упражнения ребёнок выполняет без каких-либо затруднений, пусть даже не с первой попытки, то дизартрии у него нет.
  • Вы обнаружили нарушения подвижности речевых органов по таким признакам как:
  • Асимметричная работа мышц. Высунутый язык отклоняется вправо или влево от средней линии. Улыбка также смещается в сторону.

  • Невозможность выполнения отдельных движений. У ребёнка совсем не получается сделать какое-то движение. Не может дотянуться кончиком языка до уголков рта. Или только одного уголка.
  • Чрезмерная амплитуда при выполнении движений. Ребёнок хочет коснуться верхних зубов, но слишком сильно высовывает язык изо рта, доставая при этом до верхней губы.

  • Неоправданные синхронные движения речевых органов. Делая одно движение, ребенок неосознанно делает и другое. Например, при совершении движений языком вправо-влево, нижняя челюсть повторяет движения языка.
  • Нарушения тонуса мышц. Наблюдается излишние напряжение мышц языка и губ. Или противоположный вариант, когда мышцы очень вялы.

  • Назализация голоса. Вы слышите, что ребёнок говорит в нос.
  • Общая моторная неловкость. Наблюдается ограничение активных движений. Они неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать, пройти по «мостику» и т. д. Трудно переключаются с одного движения на другое.
  • Плохо развита мелкая моторика рук.

    Дети долгое время не могут самостоятельно одеваться. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином.

У детей школьного возраста в 1 ом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо», замена букв, гласных, окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма и др.).

Большинство из перечисленных выше признаков, указывают на дизартрию средней степени тяжести.

Признаки лёгкой формы дизартрии:

  • Ребёнок не может сразу найти нужную позу для органов артикуляции.
  • Удержать без изменений в течение 5-6 секунд.
  • Переключиться с выполнения одного движения на другое крайне сложно.
  • Нарушения почти незаметны. Их легко спутать с плохой координацией и неумением выполнять двигательные упражнения по образцу.

Что делать родителям, если у ребёнка дизартрия

В зависимости от степени тяжести дизартрии, можно предпринять следующие действия:

Дизартрия средней степени тяжести.

  1. Показать ребёнка неврологу и логопеду, владеющему техникой логопедического массажа.
  2. Если водить к логопеду возможности нет, самостоятельно дома делать элементы логопедического массажа и комплекс артикуляционной гимнастики.
  3. Формировать правильное речевое дыхание с помощью специальных игр и упражнений.
  4. Развивать мелкую моторику. Это могут быть пазлы, лепка из пластилина, конструкторы LEGO, другие игры и занятия. Также, для развития мелкой моторики, применяют нетрадиционные методы воздействия, такие как Су-Джок терапия. Подробнее об этом, вы можете узнать, прочитав мою статью: «Секреты Су-Джок терапии для развития речи детей».
  5. Займитесь общим укреплением организма малыша.

Лечебная гимнастика, закаливание и другие мероприятия для укрепления здоровья.

Дизартрия лёгкой степени тяжести.

  1. Показать ребёнка врачу неврологу.
  2. Записать на занятия к логопеду.
  3. Если возможности нет, посещать логопедические занятия, то самостоятельно дома с ребёнком делать артикуляционную гимнастику.
  4. Развивать мелкую моторику.
  5. Работать над развитием правильного речевого дыхания.

Логопедический массаж

В логопедической практике используют несколько видов массажа:

  • Массаж, основанный на приёмах классического (укрепляющий или расслабляющий);
  • Точечный;
  • Зондовый;
  • Аппаратный;
  • Самомассаж.

В задачи входит: нормализация тонуса мышц, ликвидация асимметрии лица; сокращение периода постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Логопедический массаж, в полном объёме, должен делать логопед, прошедший специальные курсы. Некоторые элементы которого, а также самомассаж, родители, вместе с ребёнком, могут делать дома самостоятельно.

Массаж очень эффективный метод при многих артикуляционных расстройствах. Таких как: дизартрия, некоторые формы дислалии, ринолалии. Он оказывает благоприятное воздействие на мышечный тонус, координацию тонких артикуляционных движений.

Перед проведением массажа, важно определить тонус мышц речевого аппарата. Он может быть повышенным (гипертонус) или пониженным (гипотонус).

Как определить, какой тонус мышц артикуляционного аппарата у вашего ребёнка

Для точного определения лучше, конечно, обратиться к специалисту: логопеду или неврологу.

Если возможности проконсультироваться со специалистами нет, тогда можно попробовать самостоятельно это сделать. Вот некоторые рекомендации к проведению обследования:

  • Ребёнок должен находиться в положении лёжа, так мышцы наиболее расслаблены. Под шею положить небольшую подушечку, валик.
  • Здоровые мышцы мягкие, упругие, эластичные. Когда вы дотрагиваетесь до них, ребёнок не чувствует дискомфорт.
  • Мышцы напряжённые, плотные, пассивные движения даются с трудом. Все эти признаки говорят о повышенном мышечном тонусе (гипертонусе).
  • Мышцы вялые, дряблые, иногда наблюдается повышенное слюнотечение. Эти признаки указывают на пониженный тонус (гипотонус).
  • Поражение мышц может наблюдаться, только с одной стороны. Язык, челюсть, губы отклоняются в одну сторону. Массаж, в данном случае, начинать нужно с той стороны, где мышцы в нормальном тонусе.

Если вы определили, что у вашего ребёнка мышечный тонус повышен. Тогда вам необходим тонизирующий (стимулирующий) массаж.

Если тонус пониженный, тогда нужен расслабляющий (тормозящий) массаж.

Противопоказания к логопедическому массажу

  • Массаж нельзя проводить после еды;
  • Кожные заболевания – грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, гематомы;
  • Инфекционные: ангина, острые лихорадочные состояния, детские инфекции;
  • Стоматологические: стоматиты, любые операционные вмешательства, удаление или выпадения зубов.

Лучше, если вы запишете ребёнка к логопеду, который прошёл курсы логопедического массажа. Специалист определит мышечный тонус, проведёт курс массажа, работу по развитию речевого дыхания, мелкой моторики, фонематического слуха. Поработает над звуковой стороной речи.

Такая работа всегда бывает многозадачной и логопед точно знает, как её организовать правильно.

Если возможности обратиться к специалисту у вас нет, тогда вы можете попытаться организовать логопедические занятия, включающие элементы логопедического массажа, дома.

В комплексной системе коррекционных мероприятий массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и ую гимнастику.

Скачать полный комплекс логопедического массажа вы можете во вкладке «Материалы для скачивания».

Работа над звукопроизношением при дизартрии

При нарушениях звукопроизношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь нужно начинать со звуков, артикуляция которых наиболее легко даётся вашему ребёнку. Или это могут быть звуки, которые он в пассивной речи произносит неправильно, а повторяя за вами (отражённо) – правильно.

Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиться их различения на слух. Необходима тренировка слухового восприятия. Ребёнок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным звуком.

Существует несколько приёмов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространённым является метод, когда языку и губам ребёнка придаётся необходимая позиция для того или иного звука.

Используются зонды, плоские пластинки для языка и целый ряд других приспособлений. Внимание ребёнка привлекается к ощущению положений.

Затем он выполняет движения самостоятельно при некоторой помощи взрослого или без неё.

Для автоматизации звуков используется приём одновременного проговаривания и моторного действия. Например, письмо и говорение или говорение и хлопки в ладоши, постукивание ногой.

Затем новый звук закрепляется в слогах, словах и предложениях. Переходя от простых упражнений к более трудным, убыстряя темп упражнений.

Заключение

От родителей ребёнка, у которого поставлен диагноз дизартрия, требуется большая самоотдача.

Ранняя диагностика, длительная логопедическая работа, медицинское наблюдение и лечение, вот далеко не полный список мероприятий, проводимых при дизартрии. Родители, которые в полной мере участвуют в этой работе, помогают своим детям справиться с данной проблемой в разы быстрее и эффективнее.

Источник: https://algebrazhizni.ru/dizartriya-u-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.