Дислексия у детей симптомы лечение

Содержание

Что такое дислексия и как лечить заболевание у детей

Дислексия у детей симптомы лечение

Дислексия – это нарушение навыков чтения и распознавания знаков, которое проявляется частично и возникает из-за поражения некоторых психических функций.

Больной с трудом может понять смысл прочитанного текста из-за того, что он зрительно плохо воспринимает буквы и другие символы.

Чаще всего данным заболеванием страдают дети, у взрослых это заболевание процветает только из-за того, что его не лечили в юном возрасте.

Дети с проявлениями данного недуга обычно выглядят ленивее и глупее своих сверстников, поэтому педагоги предпочитают помещать таких ребят в специализированные группы и классы для отстающих.

Наличие проблем с письмом и устной речью не характеризует интеллект человека, как отстающий, большинство детей с дислексией имеют живой ум и хорошую способность к обучению.

Очень важно вовремя начать лечение дислексии, так как нахождение в специализированных учреждениях отбивает интерес к обучению у таких детей, они начинают отлынивать от домашних заданий, многие просто прогуливают школу.

причина развития нарушений – поражение головного мозга, которое основывается на психическом или биологическом факторе.

Общее

Дислексия характеризуется медлительностью в восприимчивости прочитанного текста ребенком, обычно, при нормальном развитии интеллекта в глаза бросаются несоотносимые трудности при чтении.

В большинстве случаев для корректировки достаточно работы логопеда по специальным восстановительным программам. Этим методом можно убрать многие недостатки речевых процессов, комплекс упражнений зависит от вида заболевания:

  • мнестическая дислексия – логопедическая программа направлена на коррекцию слухоречевой и речезрительной памяти;
  • семантическая дислексия – логопед развивает словарь слогов и работает над усвоением грамматики;
  • оптическая дислексия – коррекция направлена на восстановление зрительного синтеза и зрительного представления пространства;
  • аграмматическая дислексия – проводится формирование грамматических схем;
  • тактильная дислексия – проводится корректировка пространственного представления;
  • фонематическая дислексия – работа направлена на восстановление нормального произношения, артикуляции.

Важно! Лечение дислексии у взрослых в ста процентах случаев имеет меньший успех, чем корректировка нарушений в молодом возрасте при первом обнаружении симптоматики.

Чаще всего данная патология встречается в форме нарушения восприятия слова на слух, при нем лечение направлено на восстановление способности ребенка воспринимать слово, как единое целое. Дислексия не всегда проявляется яркой симптоматикой, нарушение в развитии у каждого родителя вызывает вопрос, что это такое с ребенком и как лечить данное нарушение.

Успех лечения зависит от правильности диагностики и от вовремя начатых процедур. Важно поддерживать своего ребенка, не указывать ему на ошибки в грубой форме.

Рекомендуемая терапия

Данное заболевание не является приобретенным, оно имеет генетическую предрасположенность или появляется еще во внутриутробном периоде развития младенца. Дислексия запускает процесс нарушения развития отдельных зон головного мозга. Прежде чем понять, как лечить заболевание у детей, врач должен выявить причину и вид патологии.

Лечение дислексии проводится логопедом и включает в себя следующие методы коррекции:

  1. корректировку звукопроизношения;
  2. после прочтения текста ребенку показывают картинки с содержанием прочтенного (такая методика характерна для оптической формы болезни);
  3. классическая методика Дейвиса;
  4. работа с психологом;
  5. развитие пространственного представления.

Исправление фонматической дислексии проводится не только в рамках занятий с логопедом, многие упражнения практикуют в домашних условиях.

Особенностью лечения данного нарушения является исправление всей системы обучения ребенка. Все процессы получения информации должны быть направлены на восстановление распознавания слов.

Наглядные вспомогательные материалы должны обязательно присутствовать на занятиях по коррекции.

В некоторых случаях рекомендуется освоить с ребенком компьютерную технику для работы с текстом, выделения отдельных слов и зрительного восприятия.

Важно! Многих людей дислексия мучает всю жизнь, поэтому очень важно пройти вовремя диагностику и лечение у детей, которые проявляют признаки нарушения чтения и речи.

Важно проводить коррекцию заболевания комплексно:

  • водить ребенка на индивидуальные занятия с логопедом, обучать его чтению;
  • проводить работу с психологом;
  • периодически диагностировать динамику коррекции;
  • медикаментозное лечение.

В зависимости от степени нарушений подбирается индивидуальная программа корректировки, работу с некоторыми детьми начинают с произношения и понимания отдельных звуков, постепенно приближаясь к изучению целых слов.

Медикаментозные средства

Эффективность лечения дислексии лекарственными средствами на сегодняшний момент не имеет доказательств. Тем не менее, многие врачи выписывают медикаменты для поддержания стабильного нервного состояния и помощи в работе мозгу. Чаще всего выписывают ноотропные препараты в сочетании с седативными средствами.

Ни в коем случае нельзя подключать лекарства самостоятельно, все препараты должны быть подобраны по индивидуальным показателям, после тщательного осмотра.

Упражнения

Коррекция дислексии включает в себя специально подобранный комплекс упражнений, которые выполняются с педагогом логопедом на занятиях и дома с родителями. Периодическое выполнение гарантирует постепенное восполнение письменной и устной речи. Работать с ребенком нужно размеренно, не перегружая его новой информацией, важно помнить, что больной дислексией воспринимает речь медленно.

Гимнастика для улучшения артикуляции включает в себя:

  1. упражнения на дыхание, которые выполняются с логопедом;
  2. скороговорки, которые нужно разучивать с ребенком дома;
  3. последовательное проговаривание звуков;
  4. упражнения для развития мелкой моторики.

Вот некоторые примеры основных упражнений для борьбы с дислексией для выполнения с ребенком дома:

  • «Колечко» – поочередно замыкать каждый палец рук в колечко с большим пальцем, сначала в одну сторону, затем в другую. Повторять упражнение нужно ежедневно по 10-15 минут в течение 60ти дней. Данные занятия способны развивать мелкую моторику, внимание и память, что благотворно влияет на коррекцию в целом.
  • «Корректурная проба» – перед ребенком кладется напечатанный текст, желательно крупным шрифтом, для лучшего восприятия. По очереди надо называть сначала гласные буквы, потом согласные и просить их вычеркивать из текста. Проводить такое занятие нужно ежедневно, постепенно ребенок научится четко зачеркивать буквы и тогда можно переходить к следующему этапу – просить его обводить некоторые буквы в круг, а некоторые подчеркивать и т. д. Данное упражнение помогает запоминать буквы и соотносить к ним звуки.
  • «Зеркальное рисование» – вместе с ребенком, на чистом листе бумаги нужно медленно вырисовывать обеими руками сразу симметричные рисунки, для начала можно взять руки малыша в свои, чтобы дать ему понять принцип задания.

Дислексия лечится долго, для ее коррекции будет достаточно данных упражнений на начальных этапах, для выполнения дома.

Мнение специалистов

Педагоги и врачи говорят о том, что нельзя выжидать время, и при первых признаках данного заболевания нужно идти к логопеду для коррекции нарушений. Родители должны помнить, что критиковать в жесткой форме ребенка нельзя, нужно поддерживать его в любых продвижениях, подбадривать.

Подключать к работе следует нескольких врачей: психоневролога, логопеда, психолога. Специалисты утверждают, что дислексия поддается коррекции в молодом возрасте, и во многих случаях способность читать и говорить восстанавливается полностью.

Прогноз лечения заболевания зависит от степени тяжести проявлений, возраста пациента, первопричины.

Профилактика заболевания

Главные профилактические меры в данном случае – предупреждение внутриутробных травм и инфекционных заболеваний матери во время беременности.

Профилактика после рождения:

  1. наблюдение за ребенком, находящимся в группе риска по наследственности или перинатальным патологиям, с целью раннего выявления настораживающей симптоматики;
  2. в возрасте 3х лет важно проверить слуховую восприимчивость звуков и их дифференциацию;
  3. своевременная диагностика и обнаружение дислексии на ранних стадиях с последующей коррекцией.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/lechenie-disleksii.html

Симптомы и лечение дислексии у детей

Дислексия у детей симптомы лечение

  • 1 Классификация
  • 2 Причины
  • 3 Симптоматика
  • 4 Диагностика
  • 5 Лечение

Дислексия – это понятие, объединяющее в себе нарушение способности к чтению. Оно может быть врожденным (часто такие проблемы носят семейный характер, передаваясь из поколения в поколение) или приобретенным.

Это состояние в младшем возрасте часто сопутствует психическим заболеваниям или задержкам умственного развития и очень сильно влияет на успеваемость в школе.

Первые признаки этого нарушения начинают проявляться у дошколят при обучении чтению, письму или счету.

Точной статистики по дислексикам не ведется, но, по мнению врачей, от этого процесса страдают от 5 до 10% детей, которые не имеют проблем с интеллектом, и около 20% страдающих от задержки речевого и психического развития. Мальчики страдают чаще от этого нарушения, чем девочки.

Классификация

Общее понятие «дислексия» включает в себя несколько ее разновидностей. В зависимости от механизма развития этого состояния различают следующие его виды:

  • оптическая дислексия – отличается нарушением зрительного восприятия букв, которое приводит к трудностям с запоминанием и различием внешне похожих букв;
  • фонематическая дислексия – проявляется изменением восприятия фонем (минимальных звуковых единиц), при которой возникают трудности с определением последовательности звуков, их количества и места в слове;
  • мнестическая дислексия – возникает при снижении речевой памяти, при ней у ребенка нет связи между внешним видом буквы и относящемуся к ней звуку. Она проявляется плохим запоминанием букв, заменой их при прочтении слов на другие;
  • семантическая дислексия(механическое чтение) – характеризуется тем, что ребенок технически читает хорошо, но не может воспринять и пересказать смысл слов;
  • аграмматическая дислексия – проявляется у детей с выраженной задержкой речевого развития и характеризуется неправильным согласованием окончаний слов в словосочетаниях.

Данная классификация позволяет врачам более точно описать имеющиеся проблемы с обучением и определить методы для воздействия на них.

Точно указать на факторы, вызывающие развитие таких нарушений, пока нельзя. У врачей существуют различные мнения по поводу причин дислексии у детей. Согласно данным современной медицины к ним можно отнести:

  • родовые травмы;
  • внутриутробные повреждения в следствие гипоксии, инфекций, приема матерью алкоголя или токсических веществ, отслойке плаценты;
  • детские инфекции: краснуха, герпес, паротит, ветряная оспа;
  • травмы головы;
  • детский церебральный паралич;
  • нарушение нормального развития у детей при дефиците общения (в домах малютки, больницах, при социально неблагополучных родителях);
  • раннее и интенсивное обучение чтению.

Эти факторы могут влиять как на зрительное и слуховое восприятие слов и звуков, так и на дальнейшее нарушение слияния звуков в слоги, слова, предложения. Они изменяют не только способность к чтению, но и в дальнейшем могут мешать как письменному, так и устному общению со сверстниками и взрослыми людьми.

Симптоматика

Проявления признаков дислексии у детей могут проявляться уже на уровне средней группы детского сада. У таких малышей часто возникают трудности с запоминанием цифр, цветов, букв. Трудности может вызвать заучивание стишков, так как нарушение восприятия может проявиться в проблемах с чувством рифмы.

Такие дети переставляют слова местами в песнях и стихах, меняют местами слоги в произносимых словах, путают окончания.

Кроме того, дислексия у детей младшего возраста может проявляться малым количеством употребляемых в речи слов, неправильным их употреблением, отсутствием в разговоре сложных предложений.

Перечисленные признаки должны настораживать родителей и давать повод для обращения к логопеду.

У школьников младших классов проявление любых форм дислексии часто приводит к появлению типичных для этого заболевания ошибок: заменой букв в словах, перестановкой слогов, зеркальным чтением, большом количестве ошибок при письме со слов или книги.

Часто им сопутствует низкий уровень развития мелкой моторики. Эти признаки часто влияют на скорость письма и технику чтения, что может вызвать насмешки остальных детей и нежелание посещать школу.

Симптомы дислексии у детей школьного возраста часто становятся причиной низкой успеваемости.

Проявления этого состояния возможны и в более взрослом возрасте. В этом случае люди могут терять уже имеющиеся навыки чтения, счета или письма. Это может быть связано с травмами, инфекциями головного мозга или нарушениями его кровообращения.

Внимание! Только врач после качественного обследования может поставить диагноз «дислексия» и выбрать методы коррекции этого состояния.

Диагностика

Для того, чтобы определить причину сложностей с обучением, нужно провести специальные тесты на дислексию. Этим занимается врач со специализацией логопеда либо невролога, в зависимости от проявлений. Специалист оценивает следующие показатели:

  • словарный запас;
  • развитие устной речи, письма, невербальных способов общения;
  • умение концентрировать внимание, делать логические выводы;
  • память.

После этого необходимы консультации окулиста и отоларинголога на наличие болезней, мешающих восприятию звуков и зрительных образов.

В качестве дополнительных исследований используются электроэнцефалография и эхоэнцефалография.

С помощью этих методов выявляются объемные образования в головном мозге, увеличение внутричерепного давления, которые могут оказывать негативное действие на способность к обучению и даже вызвать опасные для здоровья и жизни ребенка последствия. Диагностика дислексии должна быть полной и проводиться компетентными докторами.

Лечение

Избавиться от дислексии не всегда удается полностью. Однако это не мешает детям с этой проблемой успешно развиваться и получать достаточный объем знаний в школе. Для этого часто используется методика Дейвиса по устранению дислексии.

Она заключается в освоении ребенком сложных картинок или символов с помощью воображаемых образов. Такое решение проблемы позволяет детям быстрее наладить логические связи между последовательностью действий, слов в предложении.

Этот метод коррекции дислексии достаточно эффективен для многих детей, которые имеют проблемы с психическим развитием.

При имеющихся нарушениях зрения и слуха параллельно с работой логопеда нужно проводить терапию, направленную на восстановление этих функций. Без этого лечение дислексии у детей может не оказать желаемого эффекта. При поражении головного мозга, вызывающем снижение способностей к обучению, требуется повышенное внимание неврологов с применением лекарственных средств, массажа, рефлексотерапии.

Нужно начинать лечить дислексию не допуская запущенного процесса и сильного отставания от сверстников.

Чем раньше будут назначены коррекционные упражнения, тем больше вероятность успешного обучения в школе и получения достаточных навыков для дальнейшей учебы.

Не всегда принимаемые меры могут полностью убрать имеющиеся сложности у ребенка, но в любом случае они смогут помочь ему наладить общение и взаимодействие с окружающими людьми.

Важно! Для родителей таких школьников нужно донести до учителей информацию о том, что их ребенок имеет особенности восприятия информации.

Поделитесь с друзьями и оцените публикацию.Вам не трудно, а автору приятно.

Спасибо.

(40 Голосов, в среднем: 5,00 из 5)

Источник: https://facey.ru/deti/disleksiya.html

Дислексия у детей и взрослых: Симптомы, причины, лечение

Дислексия у детей симптомы лечение

Дислексия — это расстройство обучения, которое характеризуется трудностью чтения текстов, несмотря на то, что у человека нормальный интеллект.

Это наиболее распространенное расстройство чтения которое существует. В большей или меньшей степени затрагивает большое количество людей всех возрастов.

  1. Типы дислексии
  2. Симптомы
  3. Причины
  4. Лечение

Дислексия может вызвать множество различных проблем. Некоторыми из наиболее распространенных являются сложность написания, снижение скорости чтения, проблемы с правильным написанием слов, неспособность произнести вслух прочитанное.

Кроме того, может вызвать вторичные последствия, такие как проблемы с пониманием, которые могут остановить приобретение словарного запаса и приобретение других базовых знаний.

Термины расстройство обучения чтению и дислексия являются синонимами. Все дети учатся читать без особых затруднений; но примерно 25% могут в какой-то момент испытывать проблемы.

Современные научные тенденции свидетельствуют о том, что это заболевание имеет генетическую основу и является результатом сбоя фонологической обработки.

Типы дислексии

По оценкам, дислексия затрагивает приблизительно 20% взрослого населения. Однако не все люди с этим расстройством имеют одинаковые симптомы. Далее мы увидим некоторые из наиболее распространенных вариантов этой патологии.

Фонологическая дислексия

Одной из наиболее распространенных форм дислексии является та, которая вызывает затруднения при распознавании отдельных звуков каждой буквы и объединении их в целые слова. Люди, которые страдают от этого варианта расстройства, могут испытывать проблемы с написанием или разделением слова в слогах.

Люди с фонологической дислексией также испытывают трудности с графическим представлением звуков, поскольку не могут связать каждую букву с соответствующей фонемой. Эта проблема как раз и связана с их неспособностью правильно читать.

Поверхностная дислексия

Главной особенностью людей, страдающих поверхностной или прямой дислексией, является трудность чтения слов, которые написаны не так, как они произносятся. Считается, что этот вариант больше относится к зрительному пути мозга, а не к слуховому.

Хотя в русском языке не так много слов, которые произносятся не так как пишутся, у людей с такими трудностями могут также возникнуть проблемы с нашим языком. Например, у них могут быть проблемы с распознаванием гомофонов или с произвольным написанием.

Тем не менее, поверхностная дислексия вызывает гораздо более серьезные проблемы у людей с языком, где письменность отличается от произношения, например, на английском или французском.

Дислексия медленного распознавания

Другим наиболее распространенным типом дислексии является медленное распознавание письменной формы букв или цифр. Как правило не считается серьезным, как остальные формы этой патологии.

Несмотря на это, медленное распознавание может вызвать серьезные трудности чтения или написания с высокой скоростью.

Смешанная или глубокая дислексия

Смешанная дислексия, как правило, считается наиболее тяжелой формой этой патологии.

Люди, которые страдают от смешанной дислексии, испытывают очень серьезные трудности в понимании значения написанного слова. Кроме того, испытывают трудности в распознавании псевдослов, понимании абстрактных слов, функциональных слов (предлогов и определителей) и сопряженных глаголов.

Симптомы

Симптомы дислексии сильно различаются у разных людей. В зависимости от типа дислексии, можно найти разнообразные симптомы.

Ниже мы увидим, каковы наиболее распространенные признаки, которые указывают на то, что человеку может быть трудно читать.

Симптомы у дошкольников

Дислексия обычно выявляется, когда человек начинает свое начальное образование, в тот момент, когда начинается обучение чтению и письму. Однако в некоторых случаях эту патологию можно обнаружить до того, как ребенок пойдет в школу.

Например, ребенок может иметь менее обширный словарный запас, чем другие дети его возраста. В то же время часто встречаются ошибки произношения в сложных словах.

Наконец, дети дошкольного возраста с дислексией не проявляют интерес и затрудняются в понимании рифм, стихотворений для детей и словесных игр. Также не проявляют интерес к изучению букв алфавита. Однако это не обязательно означает, что у ребенка дислексия.

Симптомы у детей школьного возраста

Симптомы дислексии в первый раз становятся очевидными, когда ребенок идет в школу и начинает учиться читать и писать. В большинстве случаев, это расстройство можно обнаружить в возрасте от 6 до 12 лет.

Сложность появляется в том, чтобы выучить название и звук каждой буквы. Из-за этого дети с дислексией испытывают затруднения при правильном написании слов в дополнение к многочисленным ошибкам в письме.

Некоторые из наиболее распространенных ошибок — пересчет чисел в обратном порядке или изменение порядка букв в слове.

Чтение также намного медленнее, чем у их сверстников.

Симптомы у подростков и взрослых

Симптомы, как правило сохраняются также в подростковом и взрослом возрасте. Однако из-за важности чтения и письма на этих этапах жизни существуют и другие косвенные признаки, которые могут помочь диагностировать дислексию.

Самым важным симптомом во взрослой жизни является сложность написания связных и организованных текстов, даже если у вас есть обширные знания по предмету. Из-за этого у людей с дислексией обычно возникают проблемы, когда дело доходит до составления отчетов, письменных работ или эссе.

Эти трудности могут вызвать серьезные проблемы как в течение жизни студента (например, из-за низкого качества сделанных заметок), так и на рабочем месте. Человек с дислексией, как правило, старается избегать чтения и письма в максимально возможной степени, что может иметь очень негативные последствия.

Причины

Дислексия была впервые обнаружена в 1881 году, исследователи пытались найти причину этого расстройства. Хотя до сих пор не выяснено, почему у некоторых людей есть проблемы такого типа, они обнаружили несколько факторов, которые влияют на возникновение этой патологии.

В целом, причины дислексии можно разделить на три типа: нейроанатомические, генетические и экологические.

Нейроанатомические причины

С помощью современных методов нейровизуализации, таких как функциональный магнитный резонанс или позитронно-эмиссионная томография, было обнаружено, что у людей с дислексией присутствуют как анатомические, так и функциональные различия на уровне мозга с теми, у кого этого расстройства нет.

Тем не менее, аномалии у лиц с дислексией на уровне мозга не всегда одинаковы. В некоторых случаях, например, люди с этим расстройством могут иметь меньшую активацию в частях левой доли, связанных с чтением.

Другие, представляют изменения больше связанные с мозжечком. В этих случаях чаще возникают проблемы с беглостью речи.

Однако, как это часто бывает в исследованиях нейробиологии, в настоящее время невозможно определить, были изменения мозга у людей с дислексией во время рождения или наоборот, они появляются из-за факторов окружающей среды. Поэтому мы не знаем, являются ли они причиной или следствием проблемы.

Генетические причины

Исследования возможной связи между генетическими факторами и дислексией берут свое начало в исследованиях, проведенных путем вскрытия пациентов. В большинстве этих случаев были обнаружены аномалии, свидетельствующие о том, что гены могут играть фундаментальную роль в возникновении патологии.

Например, многие из обследованных пациентов после смерти имели микроскопические пороки развития в коре головного мозга, известные как эктопии. В других случаях также присутствовали некоторые сосудистые микропреобразования (участки мозга, которые менее плотны, чем обычно).

Все эти исследования указывают на тот факт, что генетика играет очень важную роль в возникновении дислексии, хотя нельзя сказать, что это единственная причина.

На генетическом уровне некоторые гены были связаны с дислексией, включая DCDC2, KIAA0319 и DYX1C1.

Влияние факторов окружающей среды

Многочисленные ученые пытались выяснить, какое значение имеет окружающая среда для генетики при появлении дислексии. Основным механизмом выявления являются исследования с близнецами. Это указывает на то, что хотя гены играют более важную роль, но окружающая среда может предотвращать или уменьшать симптомы.

Можно ли контролировать симптомы дислексии?

В принципе, нет лечения, которое полностью устраняет симптомы дислексии. Однако, если компенсаторные стратегии. Многие дети с этим заболеванием могут научиться читать более или менее нормально.

Целью этих процедур обычно является научить детей правильно ассоциировать каждую букву со звуком. Таким образом, многие из трудностей, вызванных дислексией, исчезают или значительно уменьшаются.

В случаях, когда дислексия очень серьезна, пострадавший человек может извлечь большую пользу из систем практики. Среди наиболее распространенных — использование каллиграфических шрифтов, разработанных специально для дислексиков, или использование технологий автоматического чтения и ой диктовки.

Используя эти типы стратегий, даже люди с дислексией, которые не могут научиться читать и писать на приемлемом уровне, могут вести практически нормальную жизнь.

Воздействие

Воздействие конкретного расстройства чтения различно для каждого человека и в значительной степени зависит от серьезности и конкретных вмешательств, которые предпринимаются.

Основными проблемами, с которыми сталкиваются люди с дислексией, являются трудности с распознаванием слов, с беглым чтением и в некоторых случаях с трудностями в написании.

Источник: https://tagweb.ru/2019/04/12/disleksija-u-detej-i-vzroslyh/

Дислексия у детей: что это такое, лечение, причины

Дислексия у детей симптомы лечение

Дислексия — это нарушение процесса чтения у детей. При работе с текстом происходят стойкие ошибки как в понимании и передаче букв и слов, так и в понимании смысла текста в целом. При этом у ребенка нет отставания в умственном развитии, другие школьные дисциплины даются ему на хорошем уровне. При обследовании зрения также не обнаруживается никаких патологий.

Чаще данное состояние диагностируется у детей, учащихся в начальной школе. Хотя родители могут заметить сложности с обучением чтению и немного раньше. Но в дошкольном возрасте отсутствие успехов в чтении легко оправдываются тем, что ребенок еще мал, не готов к серьезному обучению. «Все наладится в школе», считают родители. И напрасно, потому что самостоятельно дислексия не проходит.

Почему так происходит?

Специалисты связывают проявление дислексии с задержкой созревания или поражения отдельных зон мозга, провоцирующих возникновение ММД — минимальной мозговой дисфункции. Кроме того, фактором, способствующим появлению проблем с чтением, становится и нарушение функций высшей нервной деятельности.
По сути чтение — это последовательная работа психики по:

  1. визуальному узнаванию букв в тексте;
  2. сопоставлению каждой буквы с соответствующим звуком;
  3. объединению этих звуков в слоги, слова и предложения;
    пониманию смысла прочитанного текста.

Нарушение этой последовательности или какого-либо звена в цепочке действий и приводит к возникновению дислексии.

Причины дислексии

Причины нарушений делятся на физиологические и социальные

К физиологическим факторам относят:

  • Повреждения мозга в перинатальном периоде вследствие гипоксии плода, перенесенных матерью инфекциях (краснуха, герпес, корь, тяжелая форма гриппа), алкогольной или наркотической интоксикации.
  • Механические повреждения вследствие тяжелых родов, использования вспомогательных инструментов при затяжной родовой деятельности и т. д.
  • Поражения ЦНС ребенка в связи с заболеваниями желтухой новорожденных, нейроинфекциями, частыми болезнями, истощающими организм.
  • Наличие других заболеваний, влияющих на правильное развитие нервной системы и деятельности мозга (детский церебральный паралич, умственная отсталость).

Социальные факторы тоже могут влиять на формирование высшей психической деятельности:

  • Билингвизм в семье.
  • Отсутствие необходимых для ребенка с раннего возраста речевых контактов.
  • Педагогическая запущенность.
  • Излишне раннее обучение чтению, перегрузка нервной системы при чрезмерно активном стремлении родителей развивать ребенка.
  • В группе риска находятся и дети, имеющие отставания в развитии речи — ОНР, ЗПРР.

Фонематическая

Отличается тем, что ребенок путает при чтении схожие фонемы. Например, «том» заменяет на «дом», «сок» на «шок» и т. д. Возможны также перестановка фонем с слове. В данном случае очевидно, что страдает фонематическое восприятие, умение анализировать и синтезировать.

Семантическая

Эту ситуацию называют еще механическим чтением. Ребенок при правильном прочтении текста не способен его понять, рассказать, о чем он читал. Это состояние связано с неумением проводить звукослоговой анализ, ограниченностью словарного запаса, отсутствие понимания синтаксических связей слов в предложении.

Аграмматическая

Ребенок не понимает грамматического строя речи и, соответственно, неправильно согласовывает слова в предложении.

Мнестическая

В этом случае ребенок не в силах запомнить, какой звук должен соответствовать букве, что говорит о нарушениях в формировании речевой памяти.

Оптическая

При недостаточной сформированности зрительно-пространственных представлений ребенок путает буквы, схожие по написанию. Имеющие одинаковые элементы, но расположенные по-разному буквы «Ы» и «Ь», «П» и «Н» и другие в данных условиях с трудом поддаются идентификации.

Как определить дислексию?

Очень часто дети, имеющие дислексию, страдают от необоснованных претензий родителей и учителей, получают ярлык «труднообучаемого» ребенка, хотя просто не в состоянии справиться с ситуацией. Им требуется не навязывание лишних часов чтения, а специальная коррекционная работа и психологическая поддержка.

Многие ребята с дислексией сами страдают от своего состояния, ведь они могут быть очень одарены в творчестве, хорошо успевать в точных науках, но трудности с чтением сильно снижают оценку их успехов и, как следствие, самооценку.

Родителям следует не ругать ребенка, а обратиться за помощью к специалисту. Освоение учебы в более старших классах напрямую зависит от умения хорошо читать и правильно понимать прочитанную информацию.

К кому обратиться?

Необходимое обследование проводит логопед. В первую очередь он оценит уровень общего развития речи:

  • наличие проблем со звукопроизношением;
  • способность к фонематическому восприятию;
  • уровень развития связной речи;
  • сформированность звукослогового анализа, понимания грамматического строя речи.

Кроме того, логопед проанализирует функционирование высшей психической деятельности. Оценит развитие памяти, уровень внимания, мышления, наличия сопутствующих состояний, влияющих на формирование чтения.

Для исключения проблем со зрением ребенку может быть показана консультация офтальмолога.

Возможно также будет рекомендовано проведение медицинского обследования у невролога или психоневролога с оценкой функциональной работы мозга (ЭЭГ, МРТ).

Коррекция, лечение дислексии

Справиться с дислексией ребенку поможет логопед. Исходя из результатов обследования, он определяет тип нарушения чтения, устанавливает причину данного состояния и составляет план лечения — коррекционных действий.

Работа ведется над всеми выявленными проблемами речи и неречевыми процессами:

  • Упражнения на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
  • Усвоение понятий о грамматическом и семантическом строе речи.
  • Увеличение объема активного и пассивного словаря.
  • Улучшение работы артикуляционного аппарата и правильная постановка звуков в речи.
  • Помимо этого вырабатывается специальный подход к внимательному чтению, пониманию и осмысления прочитанного.

Несомненно, без помощи и активного участия родителей в процессе коррекции результата достигнуть крайне сложно. Дома ребенок должен продолжать заниматься по предложенной логопедом методике. Родители должны учитывать состояние ребенка и при выполнении школьной домашней работы оказывать поддержку и необходимую помощь.

Источник: http://karkusha.su/disleksiya-u-detey-prichinyi-i-lechenie/

Дислексия лечение у детей в домашних условиях | Портал о народной медицине

Дислексия у детей симптомы лечение

Дислексия: диагностирование у младших школьников, коррекция, упражнения.

Дислексия – это особое состояние, при котором в результате полного распада или недостаточного формирования некоторых психических функций у человека отмечаются проблемы с навыками чтения. Чаще всего патология диагностируется у младших школьников, на начальном этапе обучения.

У ребенка отмечаются стойкие ошибки при чтении, он постоянно заменяет звуки, меняет структуру слова, старается читать по буквам и плохо понимает смысл прочитанного.

Проблема встречается у 4,5% детей, мальчики страдают от нее в 4 раза чаще, чем девочки.

Вовремя начатая коррекция, в ходе которой используются специальные упражнения, является залогом полного излечения малыша от недуга или существенного облегчения его состояния.

Причины возникновения состояния у детей младшего школьного возраста

Помимо генетической предрасположенности, которая фигурирует в большинстве научных работ по данной теме, дислексия может возникнуть на фоне следующих факторов, вызывающих мозговую дисфункцию:

  • Анемия и заболевания сердца у беременной женщины, алкогольная интоксикация.
  • Неправильное развитие пуповины.
  • Затяжные роды, приводящие к асфиксии плода.
  • Воздействие инфекции на головной мозг в период внутриутробного развития (краснуха, корь, грипп, ветряная оспа).

Совет: Не стоит ожидать слишком многого и от младших школьников, развивающихся в условиях педагогической запущенности, негативного речевого окружения или дефицита речевого общения. Только при постоянном контакте с адекватными и правильно изъясняющимися людьми ребенок получит все необходимые коммуникативные навыки.

  • Черепно-мозговая травма в процессе родов или уже после них.

Помимо этого, дислексия нередко диагностируется у детей, которым поставлен диагноз детский церебральный паралич, умственная отсталость, различные задержки психического развития.

Виды дислексии и их характеристики

На сегодняшний день специалисты выделяют следующие типы патологии:

  1. Фонематическая. Характеризуется заменой правильных звуков схожими во время чтения. Ребенок не различает и смешивает все звуки, похожие на слух.
  2. Аграмматическая. Подобная дислексия сопровождается ошибками в произношении приставок, суффиксов слов, отсутствием ориентации в постановке падежных окончаний.
  3. Семантическая. Правильное чтение, при котором ребенок не понимает смысла прочитанного.
  4. Мнестическая. Малыш не может определить, какой звук соответствует конкретной букве, поэтому заменяет их при чтении.

Коррекция проводится в соответствии с особенностями выявленной проблемы, но в терапию обязательно входят и общие упражнения, способствующие оттачиванию у ребенка всех навыков, необходимых для грамотного чтения и письма, и устранению дискомфортных ситуаций.

Симптомы состояния, на которые нужно обратить внимание

Существует несколько признаков, с помощью которых сами родители могут заподозрить, что у ребенка дислексия. При обнаружении у младших школьников или совсем маленьких деток хотя бы 2-3 симптомов из перечисленных, необходимо срочно обратиться к врачу и как можно быстрее приступить к выполнению корректирующих упражнений:

  • Во время чтения (даже если это вывеска и буквы огромные) ребенок будет тереть глаза и косить.
  • Такие дети быстро устают, отказываются от выполнения домашних заданий, неохотно читают.
  • Малыш держит книгу очень близко к глазам, даже, если со зрением все в порядке.
  • Ребята с дислексией нередко пытаются читать одним глазом, второй прикрывая рукой.
  • Дислексия характеризуется тем, что ребенок пытается писать слова задом наперед.
  • У таких детей очень неровный, некрасивый и неразборчивый почерк.

Помимо этого, в устной речи людей с подозрением на данную патологию тоже отмечается немало дефектов, связанных с произношением и сочетанием звуков.

Их словарный запас очень скуден, они не понимают и не всегда правильно употребляют слова. Малышам сложно понимать прочитанное, а пересказ для них превращается в настоящую муку.

Они нередко не запоминают звуки вообще или обладают зеркальным навыком чтения (читают справа налево).

Правила коррекции явления, базовые упражнения

Коррекция, способствующая устранению признаков дислексии, основывается на использовании специфических упражнений. Они направлены на отработку восприятия и произношения звуков, формирование слов из правильно расставленных букв, их изменение в соответствии с падежами. Специалист работает с ребенком над чтением, речью и письмом.

  • Высокую эффективность в борьбе с дислексией у школьников показал метод Дейвиса. Он направлен на блокировку факторов, препятствующих нормальному восприятию информации больным человеком. Это достигается путем использования простых образов, ассоциирующихся со сложными словами.
  • Простые домашние упражнения не менее действенны. Для начала стоит приобрести для ребенка маленький мячик, который он сможет сжимать одной рукой. Малыша нужно приучить читать по слогам, при этом на каждом слоге он должен сжимать мячик одной рукой, подключая к этому все пальчики. После закрепления навыка можно предложить ребенку не сжимать предмет, а перекладывать его из руки в руку на каждом слоге.
  • Хороший эффект дает специальная гимнастика для артикуляции. Она начинается с дыхательных упражнений, после которых выполняется работа п коррекции дикции. Для этого используют только самые простые и привычные для ребенка слова.
  • У некоторых детей дислексия отступает после чтения слов в обратном порядке, многократного повторения скороговорок. После первых успехов рекомендуется подключать последовательности схожих по звучанию слов, чтобы ребенок начал чувствовать разницу.
  • Существует интересное упражнение на проговаривание звуков. Малыш должен сделать глубокий вдох и на выдохе произнести 15 согласных звуков (они могут повторяться и принимать вид любой последовательности). Обязательно делаем несколько повторов. Через какое-то время то же самое выполняем с гласными звуками. Еще позднее начинаем подключать гласные звуки к согласным (начинаем с одной замены) и наоборот.

Источник: https://zdorovyavsem.ru/bolezni/disleksiya-lechenie-u-detej-v-domashnih-usloviyah

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.